Реформа школы и экологическое образование в 1984 году

Основные направления реформы средней общеобразовательной и профессиональной школы охватывают все стороны системы народного просвещения. Принципиальные основы реформы опираются на ленинские принципы строительства советской школы, отражают политику КПСС в области народного образования, развивают положение XXVI съезда нашей партии и последующих Пленумов ЦК КПСС по вопросам коммунистического воспитания молодежи. В материалах реформы отражены возможности более полного использования природной среды для физического и духовного развития личности, ее нравственного и эстетического воспитания. Советская педагогика прошла этап, когда природоохранительное просвещение учащейся молодежи связывали преимущественно с расширением натуралистических знаний при изучении биологических и географических дисциплин. Сегодня экологическое образование органично включается во все направления общего образования и коммунистического воспитания молодого человека: идейно-политическое, трудовое, эстетическое, физическое.

Формирование современной экологической культуры становится одним из важнейших требований к всестороннему развитию личности человека в условиях общества развитого социализма. «… Мы так или иначе вторгаемся в природу, — отметил в своей речи К. У. Черненко на октябрьском (1984 г. ) Пленуме ЦК КПСС. — Поступать нужно очень осторожно, чтобы, преобразуя землю, не только не нанести ей вреда, а улучшить ее, облагородить, умножить возможности природы. Все мы обязаны жить не только сегодняшним днем, но и завтрашним, не допускать поспешных, непродуманных решений».
«Школа призвана формировать качества рачительных хозяев, заботливое и бережливое отношение к общественному достоянию и родной природе» — подчеркивается в тексте документа о реформе школы. Экономическое и экологическое воспитание тесно взаимосвязаны между собой. Опора на знания о принципах рационального природопользования помогает развивать экономическое мышление подростков, способствует формированию ответственного отношения к использованию природной среды и тех благ, которые она предоставляет человеку в условиях социалистического общества. Таким образом, социальная значимость и общественное понимание роли общего экологического воспитания подрастающего поколения признаны сегодня как в нашей стране, так и за рубежом. Однако воплощение идей экологического воспитания в практике средней общеобразовательной и профессиональной школы наталкивается еще на ряд трудностей.

Их можно объединить в три группы. Одна из них — научный поиск ответа на вопрос, как нужно воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде. Другая — как в условиях уже существующей перегрузки учащихся внедрить в нормативные документы народного образования современные экологические идеи. И третья — как подготовить учителя к осуществлению экологического образования учащихся. Все эти проблемы тесно взаимосвязаны между собой, требуют опережающего планирования и определенной очередности внедрения.

Каждая из этих проблем отчасти уже имеет свои решения. Педагогическая наука уже разработала рекомендации, каким путем идти, чтобы формировать у подрастающего поколения экологическую культуру. Только на первый взгляд кажется, что если подростку сообщить достаточно обширные знания об охране природы, он станет ее защитником. Общеизвестно, что человек, зная нормы поведения, в практических действиях нередко поступает вопреки им. Следовательно, дело не в многознании, а в убежденности личности.

Воспитание экологической культуры, в основе которой лежит самоограничение свободы действий (чувство меры), оказалось делом чрезвычайной педагогической трудности. Для решения этой проблемы в начале семидесятых годов в системе Академии педагогических наук СССР была создана (одна из первых в мире) специальная лаборатория экологического образования. В это же время при Президиуме АПН СССР был организован Научный совет по  педагогическим аспектам охраны природной среды. В него вошли ученые, педагоги-практики, работники народного образования и общественных организаций из многих республик нашей страны. Советские педагоги в содружестве с коллегами из социалистических стран в рамках международной программы сотрудничества стран СЭВ по вопросам охраны природы разработали концепцию экологического образования учащихся разных ступеней обучения. В настоящее время основные положения этой концепции проверяются в условиях опытно-экспериментального обучения как в нашей стране, так и в школах стран СЭВ.

Можно назвать несколько основных положений этой концепции. Во-первых, четко сформулированы две взаимосвязанные цели общего экологического образования. Одна — воспитывать в человеке потребность сознательно соблюдать экологические нормы и правила в личном поведении и деятельности, выражать нетерпимость ко всем проявлениям безответственного отношения к окружающей среде. Известно, что опыт людей старшего поколения далеко не всегда может служить примером для молодежи. Поэтому первая цель на современном историческом этапе приобретает исключительно важное значение. Но ее достижение, образно говоря, — исходная базовая платформа, которая определяет лишь готовность ученика к действию. На ее основе реализуется другая цель — формировать навыки экологической культуры, которые могут проявляться в поведении человека уже в годы учебы: в активном участии в общественно полезном труде по защите, уходу и улучшению природы; в пропаганде экологических знаний; в зачатках культуры профессионального труда. Достижение этой цели, по сути, уже определяет способность ученика к ответственным действиям в окружающей среде.

Во-вторых, в соответствии с названными целями разработано ядро содержания экологического образования. Оно не укладывается в рамки какого-то одного предмета, а имеет ярко выраженный междисциплинарный характер, то есть идеологические, социально-экономические, гигиенические, технические, естественнонаучные аспекты охраны природы раскрываются в различных учебных предметах. В то же время ни один общеобразовательный учебный предмет не располагает возможностью соединить эти разрозненные знания об охране природы в единое целое. Поэтому возникает необходимость создать для старшеклассников небольшой обобщающий курс типа «Биосфера и человек» или «Природа и общество». Уже разработаны варианты программ такого курса, и в ряде стран СЭВ начата его экспериментальная проверка.

Но как бы ни улучшали мы теоретическую подготовку наших детей в классе, без практических дел достичь высокого воспитательного результата не удастся. Поэтому третье положение концепции гласит, что показателем экологической культуры являются не только знания о том, как поступать, но и реальные практические дела учащихся. Экологическая культура становится важным проявлением социальной активности и гражданской сознательности личности. Психологи считают, что это свойство развивается не только под влиянием знаний о том, как действовать, но и требует практических упражнений, тренировки воли, настойчивости, проявления активности в достижении цели. Понятно, что все это не может уложиться в рамки традиционного обучения в классе, а требует нетрадиционных методов и форм организации учебно-воспитательного процесса.

Особое значение здесь приобретают педагогические целенаправленные контакты детей с природой. Перед педагогами встала проблема — как вынести часть учебно-воспитательного процесса из классной комнаты на природу? Традиционные экскурсии (когда учитель говорит, а дети слушают) в экологическом образовании дают малый эффект. Необходимо, чтобы дети научились самостоятельно находить ответ на волнующие их вопросы, то есть, как говорят педагоги, овладели исследовательским методом познания. При таком подходе не догматическая речь учителя, а радость самостоятельного открытия (разумеется при «тайном» руководстве учителя) формирует взгляды и убеждения подростка.

Простой пример. На уроках биологии школьники экспериментальных классов московской школы № 446 довольно подробно знакомились с работой охотничьих хозяйств. Летом одна из групп выезжала в многодневную экспедицию в охотничье хозяйство, где ребята выполняли различные виды биотехнических работ. Через год группе было дано сочинение на тему: «Охотник — Друг или враг природы?». Среди детей, не выезжавших в охотхозяйство, 40 % написали, что охотники уничтожают дичь и это одна из основных причин сокращения ее численности. Около половины написали, что охота вскоре отомрет, так как это проявление жестокости человека, и морально будет осуждена. Лишь около 10 % этой группы верно раскрыли тему сочинения.

Все школьники из группы, побывавшей в охотхозяйстве, написали, что видят в охотнике друга природы. Около 90 % указали, что охотник враг природы лишь тогда, когда нарушает установленные правила охоты, не участвует в воспроизводстве запасов дичи.

Необходимо, чтобы дети самостоятельно работали в природе

Необходимо, чтобы дети самостоятельно работали в природе. Фото Ю. БАЗАНА

Не формальные беседы с охотоведами, егерями, а личное участие в работах по поддержанию численности животных в охотхозяйстве оставили не только в памяти, но и в душе подростков неизгладимый след. Даже при повторном опросе через три года эта группа дала примерно тот же ответ. Можно говорить о сформировавшемся убеждении. Заметим, что в обычных городских школах более половины учащихся видят в охотнике врага природы.

Чтобы усилить связь школьного экологического образования с жизнью, педагогическая  наука  рекомендует   выделить специальное учебное время для занятий в природе, ввести в учебный процесс так называемый «полевой экологический практикум». Экспериментальное обучение показало, что оптимальный возраст для этого — 10—13 лет (5—7 классы). Позже интерес детей к природе начинает снижаться. Уже разработана вся необходимая методическая документация для проведения такой формы обучения, но дело это новое, требует организации материально-технической базы. Был разработан специальный вид маршрута в природе — учебная экологическая дорога. В Измайловском лесопарке Москвы, на окраине г. Пущино (Московская обл. ) уже ряд лет дети проводят полевой практикум на таких экспериментальных учебных тропах. Более того, важно, чтобы. такие тропы создавали сами дети. Так, тропу «Измайловская» создали и обслуживают ученики московской школы № 446. Тропу «Пущино» создали ученики трех городских школ при активной поддержке горисполкома Пущинского научного биологического центра и Всероссийского общества охраны природы.

В Российской Федерации действует уже более ста таких учебных экологических троп. Число их растет с каждым годом. Можно надеяться, что в скором времени будет создана необходимая полевая база для регулярного проведения занятий в условиях массовой школы.

Существенную помощь школе могут оказать работники охотничьего хозяйства. Как правило, большинство специалистов, работающих в этой отрасли, хорошо подготовлены для полевой работы. В то же время это самая уязвимая сторона в подготовке учителя, что и тормозит внедрение полевого экологического практикума в массовую школу. Охотоведы и егеря, как показывает опыт, могут стать хорошими педагогами и наставниками для подростков. Уже накоплен опыт использования охотничьих баз для проведения многодневных занятий учащихся в природе (Юхновское и Хотисинское охотхозяйстве Калужской области, Фрязевское, Румянцевское, Долголугское охотхозяйства Московской области и другие). В течение недели школьники не только изучают природу, но и успешно трудятся в хозяйстве по плану, заранее составленному охотоведом и педагогом.

Полученные от общения со специалистами и в процессе самостоятельного исследования в природе знания, навыки, эмоциональные переживания школьников педагоги стремятся затем использовать во время занятий в школе. Разработаны специальные обучающие игровые ситуации на экологические темы. В них школьники, опираясь уже на свой личный опыт, исполняют роли взрослых специалистов. Не зазубривая ответ, а вступая в свободное общение, дети учатся отстаивать свою точку зрения, накапливают опыт принятия ответственных решений по проблемам окружающей среды.

На следующем этапе более способная часть учащихся начинает применять свои знания, умение, волю уже в реальных ситуациях. Они ведут экскурсии на учебной экологической тропе, выступают организаторами школьного Дня окружающей среды, где широко и умело пропагандируют среди сверстников и родителей современные идеи охраны природы.

Полученный в экспериментальном обучении положительный опыт экологического воспитания детей требует внедрения в школьную практику. Однако в нормативных документах (учебном плане, программах, учебниках, методических пособиях), которые регулируют ход учебно-воспитательного процесса в школе, ПТУ, техникуме, еще слабо отражены экологические идеи. Соответственно и служба контроля органов народного образования практически не держит в поле своего зрения эти вопросы. Фактически природоохранительная работа ведется лишь в школах, где есть учителя-энтузиасты. Эти педагоги находят различные пути. Они творчески, избегая перегрузки учащихся, включают в свой учебный предмет вопросы охраны природы, более широко, чем это требует программа. Для тех подростков, которые проявляют интерес, ведут факультативно (по выбору) специальный курс «Охрана природы» (7 класс) или кружок, научное общество, клуб типа «Юный эколог». Но все эти внеклассные формы природоохранительной работы охватывают лишь около 6 % учащихся. Понятно, что таким путем не удастся решить проблему повышения экологической грамотности у всех выпускников общеобразовательных школ.

Сделан важный шаг в условиях реформы школы, удалось практически во все программы общеобразовательных учебных предметов включить (с разной степенью полноты) вопросы охраны природы. Теперь предстоит большая работа, чтобы эти требования учебных программ нашли свое отражение в учебниках и методической литературе. Но главное — это подготовка учителя к проведению экологического воспитания подрастающего поколения на уровне современных достижений педагогической науки и требований реформы школы.

А. ЗАХЛЕБНЫЙ, старший научный сотрудник Лаборатории экологического образования НИИСиМО АПН СССР, кандидат педагогических наук

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий